Новости

«Разрушение культуры приведет к уничтожению скреп государства». Круглый стол фракции КПРФ в Мосгордуме


«Разрушение культуры приведет к уничтожению скреп государства». Круглый стол фракции КПРФ в Мосгордуме
С 2012 года учреждения культуры Москвы перешли на новую организационно-правовую форму, предусматривающую бюджетное финансирование в виде субсидий под госзадание и внебюджетные доходы от собственной предпринимательской деятельности. Для некоторых учреждений культуры этот переход сопровождается реформированием, заменой руководства, увольнением именитых артистов. При этом налицо тенденция к замене классических театров развлекательными центрами.


Пресс-служба МГК КПРФ
 
Конфликты сотрясают «Русский камерный балет «Москва», театр им. Н.В.Гоголя, театр «Новая Опера», Московский театр кукол и другие. Как остановить уничтожение классического репертуара в столичных театрах? Почему на смену уважаемым деятелям культуры к руководству столичными учреждениями приходят менеджеры? Эти и другие вопросы обсудили участники круглого стола, организованного фракцией КПРФ в Мосгордуме 22 мая.

Надо сказать, что за два дня до круглого стола единороссы в экстренном порядке организовали встречу комиссии Мосгордумы по культуре и Комитета по культуре Государственной Думы, в которой приняли участие известные деятели культуры, депутаты, министры правительства Москвы, в том числе руководитель департамента культуры Сергей Капков, возглавивший его чуть больше года назад. Однако попытка коммунистов добиться объективного обсуждения проблем культуры не удалась: председатель комиссии по культуре отказался пригласить на встречу представителей театрального сообщества в связи с тем, что он якобы не регулирует этот процесс.

Как отметил, открывая круглый стол, руководитель фракции КПРФ Андрей Клычков, критическая оценка деятельности департамента культуры на той встрече все же прозвучала: «К моей радости И.Д. Кобзон высказал все, что он думает о происходящем в культуре Москвы».

«Миллиарды тратятся на плитку, а концертных залов нет», — заявил, в частности, Кобзон.

По мнению Андрея Клычкова, эта неожиданная критика в адрес департамента культуры как нельзя лучше свидетельствует о серьезных проблемах.

«Если депутат Госдумы, народный артист СССР выражает такое жесткое отношение, значит, настало время разбираться с управлением в сфере культурной деятельности», - отметил Клычков.

По словам лидера коммунистов в столичном парламенте, сегодня некоторые инициативы департамента больше похожи на издевку: «Прозвучало предложение по примеру «Ночи музеев» организовать проект «Ночь библиотек», но для меня это звучит как насмешка над той работой, которая могла бы проводиться».

Андрей Клычков также обратил внимание на тот факт, что по многим показателям Россия и Москва не являются лидерами: и по количеству театров, и по числу тех, кто их посещает. При этом «реформирование» отнюдь не приводит к повышению уровня культуры в городе.

«Когда в процессе шумихи, как обозвал Капков процесс вокруг театра Гоголя, называют низкопробными постановки Гоголя, Островского, возникает вопрос: к какой культуре мы стремимся и чего хотим добиться?» - добавил депутат.

Как подчеркнул Клычков, разрушение культуры – это продолжение процессов, происходящих с образованием и здравоохранением.

«Не хотелось бы, чтобы последствия, которые мы имеем там, перешли на культурную сферу, - уточнил депутат. - Хотелось бы, чтобы мы могли гордиться репертуарным театром, которым восхищается весь мир, чтобы мы могли развить достижения, существующие еще со времен СССР».

Далее слово предоставили сотрудникам театров, подвергшихся «реформированию». Они подробно рассказали о том, что происходит в учреждениях и насколько эти меры эффективны. Чиновники профильных департаментов правительства Москвы и Министерства культуры заседание проигнорировали.

Театр им. Н.В.Гоголя стал «пилотным проектом» правительства Москвы по реорганизации, на котором чиновники отрабатывали все механизмы разрушения репертуарного театра городского подчинения. Об этом заявил режиссер-постановщик бывшего театра им. Н.В. Гоголя Анатолий Бейрак.

7 августа 2012 года на экстренном сборе труппы коллектив узнал о том, что художественного руководителя театра Сергея Яшина и директора Анатолия Шлаустаса отстранили от занимаемых должностей. Через несколько часов в театр приехал руководитель департамента Сергей Капков и заявил о новой концепции развития театра, разработанной новым худруком Кириллом Серебренниковым.

«На сборе труппы Капков сказал, что мы не единственные в списке, это затронет еще 20 театров: и театр Моссовета, и Таганку, и Современник. Смысл этой концепции был связан с тем, что стационарные театры должны закончить свое существование и превратиться некие центры с невнятным финансированием и невнятной программой, в которых будут уживаться вместе и театральные постановки, и музыкальные постановки, и кинотеатры, и пивные бары. И это реализовано в Гоголь-центре по полной программе», - заявил Бейрак.

Выступающий рассказал о том, как происходили преобразования. Новое руководство вызывало актеров театра и предлагало им увольняться. Всего театр покинуло 60 сотрудников, высочайших профессионалов своего дела, проработавших в театре по 20-30 лет.

«Хамство, которое проявили руководитель департамента культуры и его подчиненные в отношении коллектива театра, не подлежит никакому описанию», - констатировал режиссер-постановщик и предложил рассмотреть вопрос о служебном соответствии Сергея Капкова и его заместителя Евгении Шерменевой занимаемым должностям.

Народная артистка России, лауреат всесоюзных и международных конкурсов Наталья Чеховская рассказала о судьбе Русского камерного балета «Москва», созданного 24 года назад Николаем Басиным.

Труппа театра считалась одной из лучших в России, спектакли были очень востребованы. Однако в июне 2012 года неожиданно назначили нового художественного руководителя – Елену Тупысеву, не имеющую даже специального театрального образования (окончила юридический факультет РГУ Нефти и Газа и продюсерский факультет ГИТИСА), создателя Международного центра танца и перформанса ЦЕХ.

«Результатом стал развал двух трупп театра: классической и современной, - снятие почти всего репертуара (было 27 наименований спектаклей, осталось 3), увольнение более 70 процентов коллектива, в числе которого – артисты, имеющие государственные награды и звания, в том числе и я. На этом пепелище возникла, по сути, дворовая команда по типу той, которую привыкла возглавлять Тупысева, коллектив самодеятельности ЦЕХ. А люди, которые всю жизнь посвятили хореографии, оказались за бортом», - с сожалением констатировала артистка.

Чеховская предложила поставить вопрос об отстранении Елены Тупысевой и назначить на эту должность профессионала, имеющего опыт работы в театре, уважаемого в этой среде и способного бережно относиться к культурному наследию.

Тему продолжил первый вице-президент Международного союза деятелей хореографии Сергей Усанов, который также дал жесткую оценку действиям Тупысевой. «ЦЕХ - это дремучая самодеятельность, никакого отношения к профессиональному искусству это не имеет, - уточнил он. - По сути, департамент скрыто финансирует коммерческую структуру, и это надо проверять».

Сергей Усанов также поддержал Наталью Чеховскую в том, что касается порядка назначения художественного руководителя театра. «Худрук должен выбираться по конкурсу, чтобы профессиональное сообщество его приняло. Надо приглашать талантливых, уважаемых людей», - подчеркнул выступающий.

Кроме того, он обратил внимание на то, что Москва – это главный ориентир для регионов. Если допустить уничтожение театров в столице, те же самые процессы начнутся по всей России.

О конфликтах в своем театре рассказал артист театра «Новая опера» Олег Диденко.

Свои действия новый директор Дмитрий Сибирцев он начал с того, что обвинил артистов в непрофессионализме, в то время как театр был очень преуспевающим, посещаемость составляла 95 процентов.

«Затем была создана элитная группа хора, которую начали отдельно загружать. Больше нагрузки - больше премии, возник конфликт внутри хора. Артисты, которые раньше стояли на более низких ступенях по своему уровню, были поставлены на ключевые посты. Недовольных подавляли с помощью непродления контрактов», - рассказал артист.

Сегодня основной состав театра все больше вытесняют приглашенные артисты.

«Если бы речь шла о разваленном театре, это можно было бы понять, но речь идет о преуспевающем театре!», - подчеркнул Диденко.

Народный артист СССР, балетмейстер, хореограф, театральный режиссёр Вячеслав Гордеев в своем выступлении также коснулся этой проблемы. По его словам, приглашенные артисты - это форма отмывания денег: «Зачастую они приглашаются за большие деньги, и это не всегда это оправдано. Часто бывает такое, что «продаются» как звезды рядовые балетмейстеры, которых и не знают на Западе».

Народный артист также высказал свое мнение относительно современного балета, который повсеместно пытаются навязать московским театрам, когда, к примеру, на сцене Большого театра танцуют в ботинках: «Может, это и нужно, но не все хотят это смотреть. Всему свое место. На сцене Большого театра такие спектакли вообще не должны идти! Другое дело, что мы никогда не дотянемся до европейского уровня исполнительского мастерства в современном балете. Это другая школа, другие традиции».

По словам Гордеева, тем, что убрали классические спектакли, нанесен серьезный ущерб не только творчеству и традициям, но и материальный базе.

Народный артист РСФСР, художественный руководитель театра «Содружество актеров Таганки», заместитель председателя Мосгордумы Николай Губенко начал свое выступление с цитаты Антона Павловича Чехова: «Я не верю в нашу интеллигенцию – лицемерную, лживую, фальшивую, ленивую. Не верю, даже когда она страдает и жалуется. Ибо ее притеснители выходят из ее же недр».

Николай Николаевич с горечью отметил, что российская интеллигенция по-прежнему разрозненна, и напомнил, что, когда театр «Содружество актеров Таганки» на протяжении 16 лет не финансировался ни из одного вида бюджета: ни из муниципального, ни из городского, ни из федерального, - ни один из интеллигентов не поднял руку в защиту этого театра.

«Тот раскол, который на протяжении веков царит в интеллигенции, - это очевидность, - констатировал депутат. - До тех пор, пока в нашей среде не будет настоящей солидарности, нас будут щелкать, и сюда будут приезжать посредственные, если не бездарные, иностранные режиссеры, а еще певцы типа Успенской и Шуфутинского».

Он напомнил о том, что в советские времена в Лужниках собиралось до 20 тысяч человек, чтобы послушать стихи Беллы Ахмадуллиной, Булата Окуджавы, Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского. «Поль Сартр, присутствовавший там, сказал: «Я понял, поэзия - это то, во что превратилась молитва для русского человека». Где сейчас поэзия? Где ее воспитательные функции?»

По словам депутата, в настоящее время целенаправленно уничтожается наша нация. «Правильно Гитлер говорил: уничтожение очагов культуры есть уничтожение нации. Не это ли происходит? У нас 150-200 человек на экране телевизора, никого другого мы не знаем. Талантливейший человек Малахов, но что он творит с нашим сознанием, кто его герои? Убийцы, психопаты, наркоманы! Все это пропаганда новейшего направления расчленения нации», - заметил Губенко.

В заключение он призвал коллег объединиться, причем не только на основе сострадания или критики того или иного руководителя.

Позицию Николая Губенко полностью поддержал народный артист России, актёр театра и кино Владимир Коренев: «Можно говорить, что певчие птицы стаями не летают, а только вороны сбиваются в стаи, но беда наша именно в этом, и защищать нас некому».

По его словам, 99 процентов тех, кто занимается культурой, думают точно так же. Кто же стоит за 1 процентом тех, кто проводит «реформы» и разваливает театры?

«Сначала я думал, что это невежество. Но это было бы хорошо, это было бы не так страшно. Страшнее то, что за этим стоит тенденция уничтожения нашей культуры, нашего духа», - отметил Коренев.

Народный артист России также подчеркнул, что отсутствие на круглом столе представителей исполнительной власти – это оскорбительно для деятелей культуры.

В своем выступлении депутат Госдумы, заместитель Председателя ЦК КПРФ Валерий Рашкин отметил величайшее значение русской культуры.

«Татаро-монголы захватывали Русь, но русский народ сбросил иго. Наполеон заходил в Москву, сжег ее, а потом с позором бежал. Гитлер приходил к Москве, но и его добили в Германии в его логове. Россия возрождается как феникс из пепла только по одной причине: традиции, культура, дружба, товарищество, вера в великую нашу державу помогали выстоять и сохранить нас как единое государство», - подчеркнул коммунист.

По словам депутата, зарабатывать на культуре безнравственно. Ее разрушение приведет к уничтожению самого святого - скреп единого государства. «После этого не будет границ и не будет России», - добавил депутат.

Кроме того, Валерий Рашкин заявил, что фракция КПРФ голосовала против позорного закона по аттестации деятелей культуры на профпригодность, и дальше будет выступать против этой тенденции.

«Народ - это общность людей, объединенных тремя вещами: язык, история и культура. Язык сегодня деградирует. Историю переписали – в каждой школе свой учебник истории. Сознательно уничтожают культуру. Эту политику я осуждаю. Вопрос сегодня стоит так: быть или не быть государству российскому после того, как добьют культуру. Надо остановить этот процесс, как наши предки остановили под Москвой фашистов», - заявил Рашкин.

В заключение он высказал предложение о включении в резолюцию требования отправить в отставку руководство департамента культуры, учитывать мнение трудов коллективов при назначении руководителей театров, создать общественный совет по культуре при мэрии Москвы.

Подводя итоги круглого стола, Андрей Клычков предложил начать с того, чтобы создать при фракции КПРФ рабочую группу по вопросам культуры, которая начнет готовить базу для создания Совета по культуре при Правительстве Москвы. «Мы должны подготовить базу для этого совета, его состав, после чего с конкретными предложениями выходить к мэру», - уточнил депутат.

По итогам круглого стола была принята резолюция с оценкой работы департамента культуры Москвы и конкретными требованиями к органам власти.