Новости

Журнал «Форбс» зафиксировал очередной российский рекорд: в нашей стране уже 110 долларовых миллиардеров


Ну и что теперь скажешь, дорогой Глеб Чумалов? Почему хозяином завода, восстановленного после Гражданской войны тобой и твоими друзьями-рабочими, стал неизвестно откуда взявшийся миллиардер? Впрочем, эти вопросы мы должны задавать себе, а не вернувшемуся с фронта герою с орденом Красного Знамени на гимнастёрке.

По страницам газеты «Правда», Владимир Ряшин
2013-05-31 17:44

Он навсегда остался в далёких 20-х годах прошлого века. И его жизнь продолжается только в романе Фёдора Гладкова «Цемент», который, кстати, до сих пор читают за рубежом: уже после разрушения СССР он был издан в США в серии «Европейская классика».

Государство — это они

Если в 1997-м активы самого состоятельного российского бизнесмена оценивались в 3 миллиарда долларов, то обладатель такой же суммы, владелец «Новоросцемента» Лев Кветной в списке богатейших предпринимателей РФ, опубликованном журналом «Форбс», № 5 за нынешний год, оказался лишь в четвёртой десятке.

Чемпионом в гонке магнатов стал с 17,6 миллиарда долларов Алишер Усманов, в сфере интересов которого прежде всего металлургия, Интернет, телекоммуникации. Вслед за ним идут Михаил Фридман, Леонид Михельсон, Виктор Вексельберг, Вагит Алекперов, Андрей Мельниченко…

Как и в предыдущем году, представлена не «золотая сотня», а 200 супербогачей. 110 из них — долларовые миллиардеры. Для остальных пропуском в клуб крупнейших «денежных мешков» служит состояние не менее 500 миллионов долларов.

В каждом номере «Форбс» на последней странице присутствует цитатник, составленный из высказываний великих и совсем не великих мыслителей. На этот раз в компании с Аристотелем, Гаем Юлием Цезарем, Львом Толстым оказались и наши современники. Один из главных соавторов дефолта 1998 года, бывший премьер-министр Сергей Кириенко не стал скрывать сокровенное: «Люблю деньги, но предельно профессионально». Владимир Потанин, постоянно входящий в лидирующую группу супербогачей, постарался напустить побольше тумана: «Бизнесмен сам не может ответить на вопрос, что ему выгодно. Государство его должно как бы направить».

Да, «заслуженный» олигарх — ну просто сама скромность. А на деле он-то и «направлял государство». Став в августе 1996 года первым заместителем председателя правительства РФ, Потанин жёстко контролировал процесс «закрепления результатов» залоговых аукционов, в ходе которых люди, определённые ельцинской командой в «эффективные собственники», получили за бесценок предприятия, являвшиеся флагманами отечественной индустрии. Через несколько месяцев, когда поводов для беспокойства за судьбу новых владельцев не осталось, Потанин покинул российский «Белый дом» и вернулся в бизнес. Именно тогда он и его компаньон Михаил Прохоров прибрали к рукам Норильский горно-металлургический комбинат, ставший для них настоящим золотым дном.

В том, кто в России реальный хозяин, легко было разобраться, наблюдая за развитием сюжета одного из прошлогодних политических детективов. Во время президентской избирательной кампании Владимир Путин, видимо желая произвести впечатление на электорат, заявил: те, кто сделал своё состояние во время залоговых аукционов, должны бы выплатить разовый взнос в госбюджет. Однако вскоре олигархи указали «лидеру нации», где заканчиваются его полномочия. И он предпочёл не возвращаться к этой теме.

Для тех, кто занимается родословной большого бизнеса, своеобразным навигатором может послужить статья главного редактора журнала Елизаветы Осетинской. Рассказывая о трагической судьбе Пола Хлебникова, которого застрелили в Москве спустя три месяца после публикации им в 2004 году в русском «Форбс» первой российской «золотой сотни», она не примеривает на себя роль следователя. Всего лишь напоминает, что ещё в 1996-м в американском «Форбс» появилась статья Пола «Крёстный отец Кремля?», где в качестве центрального персонажа фигурировал покойный ныне Березовский. Именно он, по мнению Хлебникова, в ту пору олицетворял собой российскую олигархию, откровенно грабившую страну.

«Я не собираюсь сводить счёты между нашим журналом, его первым главным редактором и Березовским, — пишет Осетинская. — Но я убеждена: мы должны помнить, что многие российские бизнесмены, люди, находящиеся на госслужбе и в большой политике, вышли из тех самых 1990-х. Их нельзя просто так затереть и забыть, приставив к ним клише «лихих». Надо помнить обо всём: и о связях бизнеса с криминалом, и о продажности политиков, и о грязных играх во время приватизации... «Скелеты в шкафу», о которых не принято вспоминать, найдутся более чем у половины из 200 богатейших бизнесменов России».

Ничего не поделаешь. Нынешним обитателям Кремля остаётся только бесконечно повторять, перефразируя афоризм, приписываемый Сталину: других олигархов у нас нет. И благодарить их за службу Отечеству во время торжественного вручения им государственных наград.

Заповедник для охоты без правил

Конечно, годы берут своё. Заповедник с постоянно плодоносящими денежными деревьями, где бизнесмены когда-то охотились друг на друга, уже не так страшен. К чему «нефтяные», «стальные», «алюминиевые» и прочие войны, когда у господ из России есть всё для наслаждения жизнью: роскошные виллы, отреставрированные средневековые замки, лучшие в мире яхты, самолёты, вертолёты, автомобили и прочие игрушки? Олигархи объединены рвущимся из самого нутра желанием ни в чём себе не отказывать.

На одном из сайтов можно было обнаружить отчёт о поездке в Танзанию долларовых миллиардеров Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько — давних деловых партнёров, занимающихся строительством и эксплуатацией торгово-развлекательных центров в Москве, Сочи, Краснодаре, Новосибирске. За две недели, проведённые в Африке, компаньоны добыли много трофеев. На счету наших охотников два леопарда, лев, два крокодила, четыре буйвола и более десяти антилоп.

Несмотря на спад деловой активности в стране, сокращение роста ВВП, число супербогачей только увеличивается. Кто мог три-четыре года назад представить, что владелец торговой сети Сергей Галицкий увеличит своё состояние до 8,2 миллиарда долларов и оставит позади себя таких олигархов-старожилов, как Сулейман Керимов, Леонид Федун, Пётр Авен, Виктор Рашников, Владимир Богданов? В клуб богатейших россиян буквально ворвались и другие короли супермаркетов. Тот, кто знает, насколько велика скорость роста цен в магазинах и как огромны там торговые надбавки, не будет спрашивать, почему эти господа оказались в списке «Форбс».

А вот ещё один парадокс: на бедной ниве убыточного агропрома один за другим заколосились олигархи. Пошли они в рост и в страховых компаниях.

Кто бы сомневался — этих слов достаточно, чтобы охарактеризовать реакцию Казани на включение в клуб долларовых миллиардеров сыновей первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева. «История успеха» Айрата и Радика никого не удивила. Ведь их отец правил республикой много лет. А власть и деньги, как известно, притягивают друг друга.

Даже после конъюнктурной чистки «единороссами» своих рядов, рассчитанной на привлечение симпатий электората, «фракции» олигархов сохранились в обеих палатах парламента. Перед публикацией майского номера «Форбс» супербогачи были представлены в Федеральном собрании десятью депутатами Госдумы и пятью сенаторами. Не обошлось без долларового миллиардера и правительство РФ: пост министра там занимает Михаил Абызов. Двое магнатов из «списка двухсот» — главы регионов.

Новички в клубе магнатов

Вскормившее олигархат российское государство до сих пор пестует его. Щедрое кредитование госбанками, предоставление разного рода льгот, гарантированное участие в проектах, финансируемых из федерального бюджета, либеральное отношение к уходу от налогов «законным» способом — не будь этого, наши магнаты давно бы обанкротились.

Сейчас специалисты из обслуживающих олигархат пиар-контор не прочь порассуждать о новом лице большого бизнеса, о его гуманизации. Станьте, говорят нам, пациентами клиник Марка Курцера и Григория Ройтберга, впервые включённых в рейтинг «Форбс», и замечательные доктора поставят вас на ноги. Наверняка так и произойдёт. Однако, отдавая должное искусству врачей, задумаемся на минуту: откуда огромные прибыли частных медицинских компаний и оцениваемые в сотни миллионов долларов активы их владельцев? Этот бизнес расцвёл на фоне разрушения системы бесплатного государственного здравоохранения.

Как и следовало ожидать, «креативный класс» горячо аплодировал вошедшим в клуб долларовых миллиардеров лидерам российского сектора информационных технологий. Но, будьте уверены, первое очарование скоро пройдёт. Америка уже давно отказалась от иллюзий на сей счёт. Снимая шляпу перед людьми, умеющими быстро делать деньги, там никогда не забывают, что суровые законы бизнеса действуют везде, даже в виртуальном мире Интернета. Это в России у основателя социальной сети «Фейсбук» Марка Цукерберга множество поклонников, включая премьер-министра Дмитрия Медведева. А в США на молодого миллиардера общество смотрит трезвым взглядом. СМИ, рассказывая о его успехах, обязательно напомнят, что при создании компании им использовались нечистоплотные методы, достойные осуждения.

По-разному начинался путь к богатству бизнесменов, попавших в «список двухсот». Один делал «варёнку» для мастерской, где шили джинсы. Другой изготавливал детские игрушки. Третий, отсидев в тюрьме за разбой, открыл салон по продаже зарубежных автомобилей. Среди участников рейтинга «Форбс» можно встретить людей, занимавшихся наукой, руководивших крупными промышленными предприятиями, ведомствами, министерствами…

Но, пожалуй, ни у кого нет такой биографии, как у Владимира Щербакова, включённого в клуб долларовых миллиардеров нынешней весной. Пик карьеры члена ЦК КПСС «горбачёвского призыва» пришёлся на 1991 год, когда он стал первым вице-премьером в возглавляемом Валентином Павловым Кабинете министров СССР. Запрещение Коммунистической партии, начавшееся разрушение Советского Союза Щербаков воспринял как личную трагедию. Рассказывают, что он в течение месяца не выходил из квартиры. Ему шёл 42-й год — возраст, когда ещё рано ставить точку. В конце концов Щербаков, видимо, решил: пора начинать собственную «перестройку», осваивать новые правила игры.

В том же роковом 1991-м он возглавляет Международный фонд «Интерприватизация». Среди направлений его деятельности — иностранные инвестиции, оказание содействия в приобретении предприятий в России и странах СНГ. Заметим, в конце 1993 года щербаковская структура попыталась приватизировать газету «Правда». Но, как говорится, кишка тонка.

Постсоветская эволюция Щербакова позволяет лучше понять, что же представляла собой горбачёвская группировка, в руках которой оказалась в решающий час судьба СССР. И политический, и чисто человеческий масштаб этих людей был явно мал для великой державы. То же самое мы увидим и потом, когда к власти в России придёт Ельцин с «младореформаторами».

Щербаков без особых проблем впишется в новую систему. В 1997 году он запустит в Калининградской области производство по сборке зарубежных автомобилей. На его открытие приедет глава правительства РФ Виктор Черномырдин, в прошлом тоже член ЦК КПСС, министр газовой промышленности СССР.

Советский опыт, надо признать, никуда не уходит. Щербаков, успевший поработать в молодые годы на ВАЗе и КамАЗе, добился впечатляющих результатов. Его холдинг «Автотор» выпустил в прошлом году 275 тысяч автомобилей, выручка составила 5 миллиардов евро — это более 200 миллиардов рублей. Под новый проект олигарха правительство готово выделить достаточно солидные средства. Жизнь удалась? Ответ на этот вопрос знает только сам Щербаков.

Кто нанимает «властителей дум»

Один из мифов последнего десятилетия сводится к тому, что Путин «равноудалил» олигархов и теперь они не оказывают никакого влияния на политическую жизнь в стране. Но реальность опровергает сочинителей легенд. У капитанов большого бизнеса полным-полно друзей и лоббистов на самых верхних этажах власти.

Под кремлёвские разговоры о необходимости формирования национальной идеи они уже давно создают свою, скупая оптом и в розницу так называемых властителей дум, способных привить молодому поколению генно-модифицированную идеологию, искорёженную мораль, испохабленную эстетику. Инструментов для этого хватает. Людям из «списка двухсот» принадлежат десятки влиятельных газет, журналов, телеканалов, радиостанций, интернет-СМИ. Причём и в столице, и в провинции.

Настойчивое навязывание антигероя в качестве образца для подражания, конечно же, воздействует прежде всего на людей, вступающих в самостоятельную жизнь. Это зафиксировали социологи ВЦИОМ ещё в 2005 году. Вот ответы респондентов из возрастной группы от 18 до 24 лет на вопрос: «Как вы относитесь к тому, что в России так много миллиардеров?» 16 процентов: «Испытываю чувство гордости». 28 процентов: «Хотел бы оказаться на месте этих людей». А ведь тогда в нашей стране было 30 долларовых миллиардеров. Сегодня их у нас в 3,6 раза больше. Распространяемое олигархическими СМИ утверждение, что рост числа супербогачей — благо для страны, даже не миф, а просто наглая неприкрытая ложь.

Опираясь на данные «Форбс», профессор Сергей Гуриев, исповедующий, кстати, либеральные экономические взгляды, пишет, что в прошлом году 96 российских миллиардеров владели 30 процентами от общей суммы всех личных активов граждан РФ. «Самая главная проблема неравенства богатства, — подчёркивает он, — его восприятие большинством избирателей как несправедливого и нелегитимного».

Большой бизнес космополитичен по своей природе. И стоит ли удивляться тому, что российские олигархи рассматривают нашу страну лишь как полигон, где можно делать большие деньги. Многие миллиардеры давно устроились за рубежом. Некоторые из них стали гражданами иностранных государств. В любой момент они готовы сказать: «Прощай, Россия!» За чем же дело стало? Наверное, стоит помочь им добраться до границы и там расстаться с ними навсегда