Новости

Кандидат в мэры Москвы Иван Мельников: Ученые возмущены, что с ними не посоветовались


Законопроект о реформе РАН, предложенный правительством, поступил в Госдуму. Согласно документу, из трех существующих академий сделают одну и превратят ее в "клуб ученых", который будет избавлен от необходимости управлять финансами и имуществом РАН. Ситуацию прокомментировал член думской фракции КПРФ, член комитета по образованию Иван Мельников.

vesti.ru
2013-06-29 05:14


– Я очень надеюсь, что дело не дойдет до обсуждения законопроекта на будущей неделе. – сказал И.И. Мельников. – Против него выступили не только профсоюзы РАН, но и совет по науке при Минобрнауки – его возмутило, что он не в курсе происходящего. Совет отмечает, что ни одна из существующих академий не знала о задуманных нововведениях. Руководство Сибирского отделения РАН и других отделений и научных центров РАН обратились с письмом к президенту Путина, в котором резко возражают против реформы. Они возмущены тем, что с ними никто не обсуждал проект закона. Они ставят вопрос об отставке министра образования и науки Ливанова о об отставке правительства РФ в целом.

Ученые подчеркивают, что нет никакой особой срочности в реформировании Академии, вопрос можно спокойно обсудить с научным сообществом. Предложенные изменения ведут к тому, что научными учреждениями будут теперь руководить чиновники. Причины здесь две: дальнейшее сокращение расходов на эту сферу и стремление завладеть огромной собственностью, которая есть в структуре Академии наук. Наряду с «Оборонсервисом» появится и «Академсервис», через некоторое время придется разбираться с тем, как используется собственность академий.

Это второй удар по науке. Первый пришелся на 90-е годы, когда сократили финансирование Академии, а нынешний удар – по инновационному, технологическому пути развития страны. При всех трудностях, которые переживает РАН, основные научные разработки идут из ее стен. Вместо помощи ученым создают им новые большие проблемы.

Проблема науки – это, в большей степени, проблема государственной политики. Существует невостребованность науки со стороны государства и промышленности. У нас огромное число прекрасных научных разработок, их внедрение позволит пойти по пути инноваций, заработает наукоемкая промышленность. Нельзя решать судьбоносные вопросы с кондачка.

Отвечая на вопрос об отношении к ЕГЭ, И.И.Мельников сказал, что есть две существенные проблемы этой процедуры, которые никем не оспариваются. Первая проблема касается самой системы ЕГЭ – это коррупция. Речь идет не об отдельных нарушениях: анализ результатов экзаменов показал, что в 77% случаев оценки по ЕГЭ завышены. Это уже порок системы, а не отдельные нарушения. Вторая проблема заключается в том, что схематичность подготовки школьников ведет к схематичности знаний. Вместо того, чтобы учить школьника логично мыслить, его натаскивают на тест. Коррупция ведет к тому, что приехавшие с мест с завышенными оценками занимают места хорошо подготовленных учеников в Москве и Санкт-Петербурге. Кроме того, с хорошими оценками по ЕГЭ приезжают с мест в Москву с тем, чтобы никогда назад не вернуться. А ведь есть политика государства, направленная на то, чтобы развивать регионы Сибири и Дальнего Востока. Но развивать регионы без научных кадров и школ невозможно. А политика министерства направлена на то, чтобы насильно тянуть выпускников в Москву. А мы заинтересованы в том, чтобы все вузы были сильными.

Раньше эффективность вузов определялось тем, сколько денег тратится на науку в расчете на одного сотрудника.

Очень важно, чтобы научная общественность обсудила предлагаемую реформу. Ученые согласятся со всем, что пойдет на пользу науке.

В условиях существования ЕГЭ, отметил Мельников, нужно предпринять несколько мер по улучшению положения. Фракция КПРФ считает, что нужно ввести добровольность ЕГЭ. Точно так же должна добровольно выбираться форма вступительных экзаменов в вузе. Это вариант сохраняет возможность для школьников из отдаленных районов поступать в столичные вузы. Второе. Нужно полностью отказаться от тестовой системы проверки знаний, Нужно переходить на другую систему проверки знаний даже в рамках ЕГЭ. Третье. По гуманитарным дисциплинам нужно переходить на единый государственный экзамен устный. Или, по крайней мере, с элементами устного разговора с преподавателями. Четвертое. Нужно освободить школьника от колоссальной психологической нагрузки, которую несёт ЕГЭ, позволить ученику самому избирать его форму.