Новости

Психолог Алексей Богачев: "Как проложить "мостики" к людям с лево-патриотическими взглядами и русской советской культурной идентичностью"


8 сентября во множестве регионов России прошли выборы, итоги которых нам еще предстоит осознавать и интерпретировать. Тем не менее, уже сейчас ясно, что при достаточно успешном общем результате КПРФ, подтвердившей свою силу единственной оппозиционной партии федерального значения и, несмотря на бешеное давление со стороны «роя» псевдокоммунистических партий-обманок, в существенной степени сохранившей свой уровень народной поддержки, нам не удалось мобилизовать весь наш электорат — людей с лево-патриотическими взглядами и русской советской культурной идентичностью. Отсюда следует, что жизненно важной для Партии задачей сегодня становится поиск «мостиков» к таким людям, вовлечение их в орбиту КПРФ как ядра национально-патриотических сил. И , как минимум, одним из основных условий решения данной задачи является союз с верующими трудящимися, принадлежащими к миру православной культуры. Настоящая статья посвящена способам реализации данного союза.
Алексей Богачев, секретарь по информационно-аналитической работе Центрального РК СПб отделения КПРФ, исполнительный секретарь СПб отделения ВСД "Русский Лад", публицист
 2013-09-16

Как известно, диалектический материализм, который представляет собой основу идеолого-политической деятельности КПРФ, заставляет от нас прочно стоять на земле, твердо требуя изменений материальных условий нашего бытия (подробнее об этом говорится тут http://kprf.ru/activity/culture/120314.html), и компромиссы в данной области невозможны. Без таких требований КПРФ просто перестала бы быть политической партией и, тем более, партией передовой. Вместе с тем, это условие деятельности КПРФ не означает пропаганды атеизма, так как психо-физиологическая реальность, в которую вышел тот же Александр Матросов, бросаясь к вражеской амбразуре, чтобы закрыть ее своей грудью, принципиально непознаваема вне трансперсональных условий бытия. Способность жертвовать собой ради Другого и отказываться от буквального или метафорического поедания ближнего опосредована глубинными основами человеческой природы. Существование данной способности означает, что человек может действовать под влиянием силы, большей, чем его собственная индивидуальность, и подчиняться этой силе, преодолевая даже желание жить своего тела. С позиций диалектического материализма мы можем только зафиксировать данный факт, как физики фиксируют существование волново-корпускулярной структуры материи и продолжить бороться за социальную справедливость, вынеся за скобки партийной жизни любые рассуждения, расцениваемые как идеалистические.. Мы можем зафиксировать также, что внеличностной силе подвластны и верующие, и атеисты. И тех, и других объединяют ненавистные либералам базовые нравственные императивы, утверждение которых приближает нас к реализации политической Программы КПРФ, а отрицание — отдаляет...

Все это ясно понимал Иосиф Виссарионович Сталин, который в 1943 году восстановил в России-СССР православную Церковь. Вот что пишет об этом священник Николай Булгаков (http://cprf-center.ru/?p=1809):

«Под временем антицерковных гонений явно подводилась черта. Святейший Патриарх Кирилл в одной из своих телевизионных передач привел такое свидетельство: «В 43-м году Сталин встречается с митрополитом Сергием и, как говорят очевидцы, во время этой встречи, посмотрев в глаза митрополиту, он сказал историческую фразу: «Кто старое помянет, тому глаз вон». Это была своеобразная, что ли, форма извинения за всё то, что было сделано в отношении Церкви».

«Результаты этой беседы превзошли всякие ожидания, — писал митрополит Иоанн. — Все до единого вопросы, которые были поставлены иерархами, говорившими о насущных нуждах клира и паствы, были решены положительно и столь радикально, что принципиально изменили положение Православия в СССР. Было принято решение о созыве архиерейского собора и выборах патриарха, престол которого 18 лет пустовал из-за препятствия властей. Договорились о возобновлении деятельности Священного Синода. В целях подготовки кадров священнослужителей решили вновь открыть духовные учебные заведения — академии и семинарии. Церковь получила возможность издания потребной религиозной литературы — в том числе периодической.

В ответ на поднятую митрополитом Сергием тему о преследовании духовенства, о необходимости увеличения числа приходов, об освобождении архиереев и священников, находившихся в ссылках, тюрьмах, лагерях и о предоставлении возможности безпрепятственного совершения богослужений, свободного передвижения по стране и прописки в городах — Сталин тут же дал поручения «изучить вопрос». Он, в свою очередь, предложил Сергию подготовить список священников, находящихся в заточении, — и немедленно получил его, ибо такой список, заранее заготовленный, был митрополитом предусмотрительно захвачен с собой» (Там же, с. 331).

Обратите внимание, И.В. Сталин принял решения, направленные не просто на отказ от преследований «служителей культа», а дал приказ о прямой поддержке РПЦ со стороны Советского государства.

Николай Булаков отмечает: «Сталин, можно сказать, прямо-таки уговаривал архиереев открывать духовные академии и семинарии, «во всех епархиях, где это нужно», четырежды повторив, что «препятствий этому не будет». Как сказал недавно в своем интервью грузинский Патриарх-Католикос Илия II (Шиолашвили), закончивший в свое время Московские Духовные семинарию и Академию, «он ведь и сам был семинаристом. Он знал цену духовного образования». Но архиереи отказывались: пока смогут открыть только богословские курсы…

«Итоги внезапной «перемены курса» стали поистине ошеломляющими», — писал митрополит Иоанн. — В несколько ближайших лет на территории СССР, где к началу войны оставалось, по разным данным, от 150 до 400 действующих приходов, были открыты тысячи храмов, и количество православных общин доведено, по некоторым сведениям, до 22 тысяч! Значительная часть репрессированного духовенства была возвращена на свободу. Прекратились прямые гонения на верующих и дикие шабаши «Союза воинствующих безбожников», сопровождавшиеся святотатственным пропагандистским разгулом» (Там же, с.331).

Был образован Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР, преобразованный затем в Совет по делам религий при Совете министров Союза, как постоянный орган для решения церковно-государственных вопросов.

В чисто церковном отношении эта встреча ознаменовала собой прекращение обновленчества, которое усердно насаждалось советской властью в 20-е годы с целью раскола Церкви и ее уничтожения — и вот теперь оно вскоре сошло на нет. Сталин явно сделал выбор в пользу Московской Патриархии».

Итак, мы видим, что политика сталинской Коммунистической партии заключалась в неуклонном строительстве социализма и помощи верующим в утверждении фундаментальных, созидательных ценностей, присущих русской (православной) культуре и, значит, советской цивилизации. Именно эту культуру так ненавидят разнообразные либералы, выражающие интересы транснациональных кампаний, исполняющие волю Запада и управляющие сегодня Россией.

В своей статье «Обожествленная цивилизация» (http://val--s.narod.ru/gl_belov.htm) известный партийный публицист Ю.П. Белов в этой связи отмечает: «...есть глобализм и глобализация, вытекающие из идеи исключительности одной цивилизации, одной нации, за которой только и признается право быть носительницей передовой культуры. Речь идет о западной цивилизации и американской нации. Нет нужды доказывать всемирно-историческое значение западной цивилизации, уходящей корнями в культуру античной Греции. Но столь же велико значение и культуры Востока - Китая, Египта, Индии... Мир питается ею ничуть не в меньшей степени, чем культурой Запада. Современная жизнь человечества - единство многообразия культур. Отнюдь не единообразия, что привело бы к гибели любой из великих цивилизаций. В их ряду находится и цивилизация России, представляющая собой синтез западной и восточной культур, что нашло свое выражение в великой русской культуре как общенациональной в нашей стране. <...>Но не будем вульгарно-примитивны, не будем искать происки ЦРУ или иных спецслужб в "новистических" изысканиях горе-западников в России. Изыскания эти - следствие причины очень серьезной. Назовем ее - космополитизм как результат отрыва от родовых корней русской культуры (жирный шрифт мой А.Б.). Явление в нашей истории не новое. Не случайно слово "космополит" получило объяснение в Толковом словаре В.Даля: "всемирный гражданин; человек, не признающий особых отношений родины". Именно в космополитизации (размывании национальной культуры) кроется опасность глобализации. По тому же Хантингтону: не быть самими собой, а быть как все, все на Западе, в США прежде всего.

Отметим при этом весьма важное: между космополитизмом и шовинизмом нет разницы. Человек, отчужденный от своего народа, непременно выберет для себя иной народ, который он сочтет вселенским. Космополитизм, что уже отмечено историей, возникает на крутых ее поворотах, когда рвется связь времен и поколений, когда наступает смутное время при коренной ломке социальной жизни. Тогда и появляются люди - перекати-поле: куда ветер подует. Так случилось и у нас после августа 1991 года. <.. >

Случайно ли директор Института русской литературы (пушкинский Дом) Н.Н.Скатов обратился с открытым письмом к Президенту Путину в защиту ...русского слова?! В письме приводится изречение Льва Толстого: "Язык - душа нации". Речь идет о русском языке, ставшем душой уникальной нации - евразийской: сошлись в России Запад и Восток. Что же делается с нашим русским языком - языком многонациональной людской общности? Он американизируется на блатной лад в рекламных роликах: "Сникерсни!", "Оттянись со вкусом!", "Бери от жизни все" и т.д. и т.п. Телевизионное Зазеркалье убивает художественный образ (а он есть обобщение, образ - понятие, синтезис, как говорил Н.Некрасов), отвращает от мышления: не думай - главное выиграть; отгадал букву, слово и выиграл - тысячу, сто тысяч, миллион! Имидж заменил у нас образ. Главный принцип имиджа - казаться, а не быть. Имидж ирреален: "наша шампунь - самая лучшая", "наш кандидат в депутаты - лучший для вас". Он, имидж, упрощен до примитива, обращен к чувству потребителя товара. А товаром может быть рекламируемое мыло, стиральная машина и кандидат в президенты. Все, что покупается и продается, - товар. И русское слово, русская культура - тоже товар.

И есть уже люди (да люди ли? И русские ли по культуре? - не о национальности речь), которые внушают себе и всем: "Рынок таков, и ничего тут не поделаешь. А без рынка, известное дело, и демократии не будет. Уж потерпим - все лучшее впереди. Одним словом - глобализация".

Да кому нужен таковой рынок (государство - вон из экономики!) и таковая глобализация (русское - подчинись западному!)?»

Все это прекрасно понимал великий Сталин, отсюда и его политика, направленная на восстановление подлинного Единства русского и другого народов России на основе русской советской цивилизации, имеющей тысячелетние корни и органично включающей в себя императив дружбы народов. Сталин строил социализм, опираясь на творчески развиваемый марксизм-ленинизм и на русскую идею, на образы и символы великих предков, на восстановление связи времен, на вечные созидательные ценности, удерживающие нас от распада в быстро меняющемся мире. Настало время, не стесняясь, вернуться к заложенным Народным Генералиссимусом основам, ставящим во главу угла защиту русской советской культуры, к союзу всех созидательных сил ради спасения нашего народа и нашей Державы, ради сохранения отечественной культуры, что, в свою очередь, немыслимо без возвращения к социализму.

Либералы тоже понимают и чувствуют это, и заходятся в злобной истерике, которую у них вызывают и действия КПРФ, и ряд действий представителей мира верующих. В этой связи нельзя не привести фрагмент из выступления патриарха Кирилла перед почти стотысячной армией петербуржцев 13 сентября на площади перед Александро-Невской Лаврой: «"Петр Первый строил Петербург как образцовый западный город. С точки зрения национального самосознания это огромный риск. Потому что можно было потерять и национальность, и идентичность, и свою культуру, и свою веру. Если слишком открыто и мощно воспринимаются иные идеалы, иные ценности, иные культурные модели. Не поэтому ли, строя город по образцу западных столиц, Петр Первый основывает здесь лавру и посвящает ее Александру Невскому — великому защитнику русской земли, в том числе и от противников, которые шли с Запада. Он переносит сюда мощи из Владимира, чтобы построенная по западным образцам столица оставалась городом православным… И сегодня, празднуя 300-летие этого исторического события, мы должны подумать, как нам важно, будучи отрытыми и Востоку, и Западу, принимая нередко культурные модели, которые возникли не у нас, а за рубежом, оставаться самими собой, сохранять национальное самосознание и свою подлинную идентичность. Без веры этого сделать невозможно! И никто не может доказать обратного!" (http://kprf.ru/rusk/123098.html ).

Мы видим здесь, насколько важны точки соприкосновения между КПРФ и миром православных трудящихся: аргументы члена ЦК КПРФ Ю.П. Белова и патриарха Кирилла практически идентичны друг другу...

Да, нам надо возвращаться к Сталинской политике союза с верующими трудящимися. Это жизненно важно, потому что пока раскол в нашем обществе еще слишком велик. Как участник Крестного хода, я свидетельствую, что очень многие верующие и помыслить не могли, что во главе колонны идет, в том числе, представитель партийного руководства города на Неве (член бюро горкома КПРФ, заместитель руководителя фракции КПРФ в ЗакС,, руководитель Санкт-Петербургского отделения, член Координационного Совета ВСД «Русский Лад») Алексей Васильевич Воронцов, а за ним - многие коммунисты. Отметим и тот факт, что один либеральный журналист, шедший рядом со мной, и передающий в свою редакцию «горячие» новости о численности участников хода, во-первых, резко преуменьшил наше число, а во-вторых, проигнорировал сообщение об участии в ходе известного коммуниста — сама мысль о единстве народно-патриотических сил приводит врагов России в ступор.

Борьба жестока и будет еще более жестокой. Но символом нашей будущей Победы для меня лично стал Красный флаг с ликом Христа в белом круге, флаг, который несли впереди праздничной колонны Крестного хода 13 сентября 2013 года в центре Санкт-Петербурга.