Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме
2013-11-29
Ко всем проблемам, существующим сейчас в России, так или иначе официально признанными властью, прибавилась еще одна.
На прошлой неделе, встречаясь с писателями и литераторами, президент Путин признал, что Россия утратила статус самой читающей страны в мире и ситуацию надо срочно исправлять.
Как свойственно действующей власти, список предложений похож на видимость работы и не содержит практически ни одного конструктивного решения. Итоги встречи, с моей точки зрения, можно охарактеризовать так: встретились, поговорили, признали наличие проблемы, но ее решение отложили на «когда-нибудь потом».
Отчасти я понимаю почему. Любовь к литературе закладывается в человеке годами. Этот процесс начинается в детстве, расцветает к окончанию средней школы, и страсть к чтению остается навсегда. И нет таких мер, даже на уровне государственной политики, которые позволят «вдруг» стать самой читающей нацией. Этот процесс займет долгие годы. А наша власть живет по принципу: сегодня не будем думать об этом, отложим на завтра!
Поэтому и предложения такие: сконцентрировать усилия на создании условий для творчества писателей и возрождении традиций литературной критики, разработке сбалансированной издательской политики и активном использовании возможностей библиотек, литературных музеев, мемориальных домов писателей. Странно только, что при таких замыслах власть убирает финансирование сельских библиотек, где живет немалая часть населения.
Ничем иным, кроме заигрывания с творческой интеллигенцией, я это назвать не могу. На мой взгляд, эти меры никоим образом не в состоянии изменить существующего положения дел. А предложение объявить в России 2015 год Годом литературы ничего, кроме улыбки, не вызывает. «Как вы лодку назовете, так она и поплывет». Но это явно не тот случай.
Предложение подправить школьную программу по литературе и русскому языку в старших классах и увеличить количество учебных часов для этих предметов - в принципе уже более осмысленное. Но тут стоит понимать, что моментальной отдачи этот шаг не даст.
Вопрос в другом. Зачем уничтожали советскую систему образования? Зачем своими неумелыми руками сломали великолепно работающий механизм, наплевав на будущее собственной страны? А сейчас проводят симпозиумы и встречи, удивляясь, почему современные россияне перестали читать.
Беда в том, что проблема не только в области литературы. Со всеми другими школьными дисциплинами точно такая же ситуация. «Поколение ЕГЭ» без знаний, с вызубренными ответами идет на смену поколениям, получившим еще советское образование. Что будет со страной, где работают инженеры, врачи, юристы и экономисты без знаний, но с высокими баллами по ЕГЭ? Боюсь представить!
Но вернемся к литературе и… прокуратуре. Недавно прокуратура Ставропольского края выступила с инициативой. По их мнению, следует оградить юных читателей от некоторых произведений В. Набокова, С. Есенина и ряда других авторов. Да это похоже на мракобесие, которое очень смешно и страшно выглядит в ХХI веке.
Что это?! Прокурорские не в курсе заявлений президента?
Получается, что президент выражает озабоченность снижением читающих, а прокуратура выражает озабоченность количеством разрешенных писателей. Никаких других дел у ставропольских прокуроров нет? Преступность побеждена, осталось только цензурой заняться? Задам очень нелицеприятный вопрос: не кажется ли, что эти идеи немного напоминают действия немецких националистов, сжигающих книги?
И второй вопрос. Прокуратура вообще в курсе существования интернета, в котором есть любые книги? Какой смысл запрещать и изымать книги из библиотек, если все элементарно находится во всемирной паутине?
Или следующий шаг — закрыть интернет…
Очень сильно рекомендую людям и организациям, склонным делать заявления о запрете чтения каких-либо книг, прочитать замечательный роман Рэя Бредбери «451 градус по Фаренгейту». В нем тоже все начиналось с запрета и сжигания книг.
Вот в такой стране мы живем сегодня: президент выражает озабоченность о снижении интереса к литературе после того, как разрушил систему образования, а прокуратура решает за нас, что читать.
А мне бы очень хотелось жить в стране, в которой каждый занимается своей работой. Где президент заботится о благосостоянии страны и ее жителей, а прокуратура охраняет закон. Где не ломают хорошо работающее, а лишь немного корректируют с учетом времени. Где не составляют списки неугодных авторов, а ловят преступников.
Я знаю, что так и будет! Но не с этими людьми во власти!
А значит, мы должны продолжать свою борьбу!