Юрий Василенко, преподаватель Белгородского госуниверситета
2013-12-13
Свою заветную мечту о полётах в небо Леонид Быков, став актёром, осуществил на экране. Фильм «В бой идут одни старики», в котором он сыграл главную роль, имел потрясающий успех. Были и другие талантливые работы, были любовь и признание зрителя, награды и звания — заслуженный артист РСФСР, народный артист Украинской ССР.
Быков трагически погиб в автомобильной катастрофе в апреле 1979 года, прожив всего 50 лет.
Публикуемые сегодня воспоминания Юрия Константиновича Василенко рисуют образ Леонида Быкова — весёлого и задиристого комсомольского вожака.
Мне довелось встречаться с Леонидом Быковым в начале 50-х годов, когда я работал в Харьковском горкоме комсомола. В то время Лёня был студентом Харьковского театрального института, а затем артистом Харьковского академического театра имени Т.Г. Шевченко.
Как рассказывал сам Леонид, при поступлении в институт он по формальным показателям не проходил по конкурсу, но его, тем не менее, зачислили — настоял выдающийся украинский актёр Иван Марьяненко, который сумел разглядеть в пареньке незаурядный талант. Иван Александрович стал и творческим наставником Быкова.
Общительный и дружелюбный, Лёня располагал к себе буквально с первого взгляда. Готовность пошутить, понять и принять шутку собеседника удивительным образом сочеталась в нём со сдержанностью и даже с какой-то мягкой застенчивостью. В его внешности и поведении совершенно отсутствовали рисовка, аффектация, нередко распространённые у будущих артистов, музыкантов, художников.
В институте Леонид завоевал и симпатии, и авторитет товарищей. Его избрали в комитет комсомола вуза, где поручили вести культмассовый сектор. Вместе с секретарём комитета Володей Крайниченко он не раз организовывал студенческие «капустники» с весёлыми сценками на злобу дня, меткими пародиями. Невозмутимый и даже несколько флегматичный Крайниченко и живой, горячий Быков образовали идеальную пару ведущих.
Леонид и Володя подружились. Оба, ещё будучи студентами, пробовали свои силы в театре им. Шевченко, оба были приняты в его постоянную труппу. Думаю, что дружба с Крайниченко, прошедшим войну и имевшим богатый жизненный опыт, была очень полезной для Быкова.
Запомнилось их выступление в качестве ведущих концерта на городской комсомольской конференции. Крайниченко, входивший в прежний состав горкома комсомола, как бы передавал полномочия Быкову, только что избранному в новый горком.
Дипломатично, но твёрдо отказавшись от заранее подготовленного текста, они импровизировали прямо на материале конференции. Острые стрелы их сатиры были порой достаточно ядовитыми, чтобы привлечь внимание партийных кураторов конференции. А главное, никто не мог предугадать, что они «выкинут» дальше. Было даже требование прекратить концерт как «неподготовленный». К чести секретаря горкома комсомола Нины Пернач, она устояла перед этим напором и никаких «оргмер» принимать не стала. А ребята, не подозревая о том, что происходит за их спинами, продолжали веселить зал.
Вот Лёня пришёл удить рыбу. Поплавок затрепыхался, но вместо того, чтобы подсечь добычу, рыболов снимает трубку припасённого телефона:
— Иван Иванович, тут кое-что клюёт. Какие будут указания?
Все последующие действия выполняются строго по указанию Ивана Ивановича. Зато вытащив в итоге дырявый башмак, Быков радуется: с себя ответственность он снял.
Запомнился и такой диалог на ту же тему — роли телефона во взаимодействии низовых комсомольских организаций и горкома:
— Так по какой же линии осуществлял горком руководство вашей организацией?
— Главным образом — по телефонной.
На той же конференции театр им. Шевченко покритиковали за то, что в его репертуаре мало постановок, где молодые артисты могли бы сыграть своих сверстников.
Учтя это пожелание, шевченковцы решили сделать инсценировку знаменитого романа «Как закалялась сталь». Не без колебаний — уж очень Быков не соответствовал сложившемуся представлению о Корчагине — главную роль решили поручить Леониду. И он сыграл блестяще. Его Павка Корчагин предстал, может быть, не таким суровым, как герой Николая Островского, но в нём было столько задора, столько жизненной энергии, что она передавалась зрителям, и зал с первой до последней минуты затаив дыхание сопереживал герою.
Спектакль стал событием. Чтобы удовлетворить огромный интерес желавших увидеть его, посещения приходилось планировать. Некоторые крупные предприятия «забирали» весь зал на несколько вечеров подряд.
О постановке появились похвальные рецензии в центральных газетах. Лёню заметили. Приглашения столичных театров он отклонил не раздумывая: вне коллектива шевченковцев он себя не представлял, а вот перед соблазном кино не устоял. Тем более что поначалу речь шла только об участии в съёмках при условии продолжения работы в театре как основной. Такое совмещение — обычное дело в актёрской среде. Но, видимо, слишком цельной натурой был Леонид. Раздвоение творческих задач не приносило ему удовлетворения. Да и новое руководство театра косо смотрело на частые отлучки Быкова. Ко всему, внезапно умер Владимир Крайниченко, и Леонид очень тяжело пережил потерю друга.
…Уже после кончины Володи выяснилось, что врачи сообщили ему о тяжёлой болезни мозга и предложили операцию. Отказ от неё означал неминуемую смерть через полтора-два года, хирургическое вмешательство давало шанс на жизнь, но была угроза, что оно повлечёт потерю разума. Поставленный перед такой альтернативой, Крайниченко отказался от операции и с поистине фронтовым мужеством провёл остаток жизни, ни в чём не изменив её течения.
Всё это вместе взятое и предопределило решение Леонида уйти из труппы театра и уехать из Харькова. Так закончилась его театральная карьера и родился популярный киноактёр Леонид Быков. Впоследствии, видя на экране очередного симпатичного героя, изображаемого Быковым, я вспоминал упрёки харьковских ценителей театра: мол, кино загубило великого артиста. Впрочем, сам Леонид Быков упорно добивался возможности сказать именно своё весомое слово в киноискусстве. И сумел это сделать. Его фильм «В бой идут одни старики» вошёл в золотой фонд советского кино и вот уже четыре десятилетия остаётся духовным достоянием народа.