Новости

Без срока давности. В Госдуме по инициативе коммунистов работает комиссия по проверке обстоятельств совершения государственного переворота в 1993 году

В Госдуме по инициативе коммунистов возобновила работу комиссия по проверке обстоятельств совершения государственного переворота, повлекшего массовую гибель граждан в сентябре-октябре 1993 года в городе Москве. Комиссия намерена сконцентрироваться на политико-правовой реабилитации защитников Верховного Совета и социальной поддержке пострадавших во время кровавой расправы над законным парламентом.


По страницам газеты «Советская Россия», Галина Платова



Граждане, потерявшие в те дни родных, оставшиеся калеками, обманутые и оскорбленные, до сих пор не получили никакой помощи со стороны государства. Они надеялись на справедливость, на восстановление попранных конституционных прав, но остались ни с чем. Они отстаивали государственность и законность, а их подкосили на пули. До сих пор неизвестно точное число погибших. Официально – 147. «Не менее 147 человек», – записано в материалах Генпрокуратуры. Свыше тысячи – утверждают очевидцы, пишут журналисты. Доктор юридических наук, работающий в США Александр Домрин, помнит, как в октябрьские дни 1993-го «Нью-Йорк таймс» писала, что в России погибло более тысячи человек. Ельцинские наемники не щадили ни россиян, ни иностранцев, оказавшихся в гуще схватки.

То, что сейчас делается на майдане в Киеве, и что Россия осуждает, разворачивалось на Краснопресненской набережной в Москве 20 лет назад, считает Руслан Хасбулатов, бывший председатель Верховного Совета. Тот же сценарий, и тот же патронат. США наущали ельцинскую команду, в эти дни инструктируют тех, кто незаконно захватил власть на Украине. Теперь там льется кровь.

Россия требует расследования злодеяний киевских снайперов. И это правильно. «Но давайте проясним, что происходило у нас в сентябре-октябре 1993 года», – настаивают члены комиссии, собравшейся в Госдуме за круглым столом. И почему до сих пор гражданский порыв людей, вставших на защиту конституционного строя осенью 1993-го, именуется «массовыми беспорядками»?

Те, кто стрелял по безоружным людям и парламенту по приказу Ельцина, получили награды, материальную помощь, соцзащиту. После стрельбы по Дому Советов 7 октября 1993 года Ельцин издал соответствующий указ, потребовав от минфина выделить 15 млн рублей на выплаты военнослужащим и их семьям пособий в размере от 30 до 60 окладов денежного содержания, в зависимости от звания. Раздавались и государственные награды.

Свой произвол ельцинская власть представляет как добродетель – не только в карманных СМИ, но и в учебной литературе. В 1998 году, по словам доктора исторических наук, депутата РСФСР Геннадия Саенко, Институт истории РАН выпустил пособие для педвузов под редакцией члена-корреспондента РАН А.Н.Сахарова. В нем 1993 год представлен как период героической борьбы хорошего Ельцина с плохими депутатами. «Что ни строка, то ложь или плохо прикрытое примитивное вранье».

Из материалов, поступивших от граждан, следует, что в течение минувших 20 лет ни один из потерпевших от представителей бывшего президента России в сентябре-октябре 1993 года не добился ничего, даже рассмотрения жалобы в суде, не говоря о компенсации нанесенного ущерба. Одним из юридических препятствий к признанию социальных прав пострадавших на господдержку стало постановление Госдумы об амнистии 1994 года, под которую попали и невиновные участники событий, и те, кто совершил уголовные преступления, например, грабил имущество Верховного Совета, убивал, насиловал.

Амнистия закрыла дело по октябрьским событиям в досудебной стадии, чтобы никто больше не вникал, от чего или от кого пострадали простые граждане. Если бы дело было доведено до суда, и приговор состоялся, то признанные потерпевшими могли бы рассчитывать на компенсацию понесенного ущерба и морального вреда. А людям сказали: «следствие закончено – забудьте».

Известный правовед Сергей Бабурин называет амнистию «законодательным шахрайством», «отразившим все пороки той эпохи». Но стоит вспомнить позицию председателя Конституционного суда Валерия Зорькина, который, анализируя события октября 1993 года, сказал: «...несмотря на принятое Государственной думой решение о политической амнистии участникам событий 3–4 октября 1993 года, расстрел мирного населения по всем правовым нормам остается преступлением, которое не может быть предано забвению».

Вот комиссия и возвращает память всех к тому времени, которое предстоит оценить по справедливости – юридической, политической, человеческой. Заслуженный юрист РФ, депутат Госдумы от КПРФ Юрий Синельщиков предлагает начать с обращений потерпевших в Следственный комитет РФ, Генпрокуратуру. К процедуре необходимо подключить Уполномоченного по правам человека.

Большая и трудная дорога предстоит комиссии. Но идущий обязательно ее осилит.