Новости

Не допустить разрушения местного самоуправления! Обращение московских коммунистов

Обращение МК КПРФ и Координационного совета Представителей КПРФ от Московской области в Государственной Думе РФ, Московской областной Думе, в представительных и исполнительных органах местного самоуправления Московской области


Пресс-служба комитета КПРФ Московской области


Необходимость преобразований в сфере законодательства Российской Федерации о местном самоуправления давно назрела, за десять лет действия 131-ФЗ, в этот закон было внесено 84 федеральными законами значительное число поправок.

Предложения по совершенствованию закона «об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обсуждались на Всероссийском съезде муниципальных образований. О необходимости внесения изменений в 131-ФЗ говорилось в послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2013 года.

Разработанный и представленный группой депутатов ГД проект федерального закона о внесении изменений в 131-ФЗ по своему содержанию не соответствует этим предложениям. Отдельные его положения не только способствуют возникновению новых противоречий и конфликтов на муниципальном уровне, но и практически ведут к сворачиванию местного самоуправления.

С одной стороны введение нового вида муниципальных образований – городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов расширяет вариативность организации местного самоуправления.

С другой стороны проект федерального закона не только не предусматривает прямых выборов депутатов и глав городского округа с внутригородским делением, но и ликвидирует прямые выборы глав в городских округах, не имеющих внутригородского деления, городских поселениях, муниципальных районах. Главная роль в решении бюджетных и хозяйственных вопросов отводится назначаемой по конкурсу главе администрации. Главе муниципального образования, избираемой из числа депутатов, отводится представительская функция.

Сельским поселениям волюнтаристски сокращается перечень вопросов местного значения с 38 до 13.

Предложение формировать представительный орган муниципального района путем делегирования из представителей поселений делает этот орган местного самоуправления зависимым от региональной власти.

Так же подтверждается отказ от выборов муниципальных депутатов по смешанной и пропорциональной системе, тем самым снижается роль партий в развитии местного самоуправление.

Такая ситуация может привести к возникновению социальной напряжённости и дестабилизации ситуации в стране.

Между тем, согласно статьям 1, 3, 32 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как демократическом правовом государстве высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы; граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

Право на свободные выборы закрепляет и Конвенция о защите прав человека и основных свобод.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал на то, что местное самоуправление признается и гарантируется в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Местное самоуправление является необходимой формой осуществления власти народа, обладает самостоятельностью в пределах своих полномочий, обеспечивает права и обязанности граждан, связанные с участием непосредственно, а также через выборные и другие органы местного самоуправления в самостоятельном решении вопросов местного значения, в том числе путем определения структуры органов местного самоуправления и формирования органов муниципальной власти.

Отказ от прямого избрания населением депутатов представительного органа и главы муниципального образования противоречит Конституции Российской Федерации и международным правовым актам. Вместо приближения местного самоуправления к каждому человеку жители лишатся права участвовать в формировании органов местного самоуправления.

Решение вопроса о системе формирования исполнительных и представительных органов местного самоуправления должно определяться населением, и закрепляться в уставе муниципального образования, как основном документе, регулирующем вопросы организации местного самоуправления.

Законодательство Российской Федерации о местном самоуправлении предусматривает различные варианты исполнения полномочий главы муниципального образования, избранного на муниципальных выборах. Эти варианты должны сохраниться.

Призываем депутатов Государственной Думы не поддерживать данный законопроект, как разрушающий местное самоуправление.

Первый секретарь МК КПРФ, депутат ГД РФ Н.И. Васильев.

Председатель Координационного Совета, депутат МОД А.А. Наумов

Предложения

МК КПРФ и Координационного совета

Представителей КПРФ от Московской области

в Государственной Думе РФ, Московской областной Думе, в представительных и исполнительных органах местного самоуправления Московской области

по проекту Федерального закона № 469827-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»


Учитывая мнения представителей муниципальных образований Московской области высказанные в ходе обсуждения указанного проекта полагаем необходимым его доработку с учетом следующих предложений.

1. Предлагаем сохранить действующую редакцию нормы позволяющие избирать глав муниципальных образований, как на муниципальных выборах, так и из состава представительного органа. Как показывает практика, возможность для муниципалитетов самостоятельно определять порядок избрания главы позволяет приблизить власть к населению, устроить её так, чтобы «любой гражданин мог дотянуться до нее рукой». Учет местной специфики позволяет сохранять более тесную связь контакт с избирателями и авторитет главы муниципалитета.

2. Сохранить действующую редакцию нормы 131-ФЗ предусматривающие альтернативные способы формирования представительного органа муниципального района. Тем самым будет учтена местная специфика и сложившиеся традиции избрания депутатов муниципального района.

3. Развитие политической системы Российской Федерации показывает возрастающее влияние политических партий в жизни общества. В связи с этим, предлагаем закрепить в федеральном законе норму, при которой в муниципальных образованиях с численностью избирателей более 30 тысяч человек, в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального образования депутатские мандаты распределяются по смешанной или пропорциональной системе между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов.

4. Установить в Федеральном законе № 131-ФЗ численности населения городского округа, при котором он может быть наделен статусом городского округа с внутригородским делением.

Изложить соответствующий пятый абзац пункта «а)» части 1 статьи 1 проекта закона в следующей редакции:

«городской округ с внутригородским делением - городской округ, с численностью населения не менее 300 тысяч человек, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские муниципальные образования (внутригородские районы)».

5. Предлагаемое сокращение вопросов местного значения для сельских поселений с 38 до 13 вызвало неоднозначное отношение у представителей этого типа муниципальных образований.

В связи с этим предлагается следующий перечень вопросов местного значения сельских поселений:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;

7) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

8) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

9) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения;

10) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

11) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения;

11.1) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении;

12) обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения;

13) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;

14) формирование архивных фондов поселения;

15) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

16) утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм);

17) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений;

18) присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов;

19) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

20) содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;

21) организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении;

22) осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования;

23) создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка».

При этом пункт «в» части 5 статьи 1 проекта закона изложить в следующей редакции:

«в) дополнить частью 2 следующего содержания:

«2. К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-6, 9-15, 17, 18, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20-22, 28, 30, 31, 33 части 1 настоящей статьи. Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов».

Кроме того предлагаем предоставить субъектам Российской Федерации право своими законами закреплять также иные вопросы из числа установленных для городских поселений к вопросам местного значения сельских поселений.

6. Необходимо определить порядок и сроки перехода к новым структурам органов местного самоуправления и порядку их формирования.

При этом следует учитывать, как вопросы правового характера, в частности необходимость приведения уставов муниципальных образований в соответствие с предполагаемыми изменениями, так и организационного – представительные органы местного самоуправления и главы муниципальных образований были избраны в разные сроки, и так же различны сроки их полномочий. Как один из возможных вариантов решения указанной проблемы субъектам Российской Федерации, может быть предоставлено право своими законами установить сроки переходного периода, что позволит учесть региональную специфику.